Точка притяжения: как создать комфортную и функциональную среду в школьной столовой
Мы понимаем потребности детей, которые ходят в столовую, потому что знаем, что прием пищи — это не только способ утолить голод, но и важный коммуникативный процесс. Также хотим подчеркнуть, что дизайн столовой может быть разнообразным и уникальным.
Особенности потолков в школьных столовых
Это может показаться странным, но в столовой самым сложным элементом для дизайнеров оказывается потолок. Почему? Здесь нужна мощная вентиляция, чтобы обеспечивать воздухообмен и контролировать воздушные потоки, а еще в столовой всегда повышенная температура из-за большого количества людей. Однако проекты вентиляции часто оказываются проработанными без учета дизайна, и ее монтаж на потолке значительно снижает высоту помещения. Если по всей школе высота потолков обычно составляет 3600, 3500 или 3400 мм, то в столовой, которая занимает площадь от 150 до 300 квадратных метров, высота уменьшается, потому что вентиляция «съедает» примерно полметра.
Как решить эту проблему? При разработке дизайн-проекта невозможно заранее точно предугадать расположение вентиляции, несмотря на наличие соответствующих планов. Поэтому очень важно осуществлять авторский надзор. Именно в процессе надзора дизайнеры могут увидеть, как установлена вентиляция, и продумать оформление потолка. Однако это не всегда возможно, так как материалы уже заказаны.
Наше решение — заранее предусмотреть несколько вариантов дизайна потолка. В визуализациях и ведомости отделочных материалов мы учитываем различные подходы, такие как использование реек с квадратным сечением, встроенных элементов подвесного потолка или балок. Это позволяет иметь запасные варианты для адаптации к ситуации на месте. Например, если вентиляция проходит по центру, мы создаем короб, опускаем потолок на нужную высоту, а остальное пространство оставляем более высоким, создавая многоуровневую конструкцию. Таким образом, вентиляцию можно либо сделать акцентным элементом, подчеркнув ее подсветкой, либо скрыть в зависимости от концепции дизайна.
Таким образом, подход к оформлению потолка в столовой требует гибкости и возможности регулировать его в рамках авторского надзора, заранее заложив необходимые материалы.
Еще один важный момент — шум в столовых. На потолке обязательно нужно использовать шумопоглощающие элементы, потому что в таких помещениях всегда стоит неприятный гул из-за одновременных разговоров и звона посуды. Поэтому важно установить акустические панели или другие звукопоглощающие материалы. Но здесь есть сложность: эти элементы должны легко мыться. Необходимо найти компромисс между эффективностью звукопоглощения и возможностью поддерживать чистоту. Можно также использовать шторы с шумопоглощающими свойствами, чтобы приглушить звук.
Идеальная столовая в школе: свет и чистота
Переходя к теме освещения, стоит обратить внимание на выбор светильников для столовой. Очень важно, чтобы светильники в таких помещениях легко мылись, так как на них оседает не только пыль, но и жир. Ни в коем случае нельзя использовать рельефные светильники с мелкими деталями. Идеально подойдут гладкие поверхности с глянцевым покрытием, например, шары, которые можно легко протереть обычной тряпкой. Также важно не размещать подвесные светильники слишком высоко, чтобы уборщицам не приходилось использовать стремянки. Необходимо заранее продумать, как светильник будет протираться, ведь это нужно делать хотя бы раз в два дня.
Помимо светильников, стоит подумать и о мебели. Например, ежедневное поднятие 400 стульев для уборки пола — задача не из легких. Вот почему раньше в советских школах, да и по сей день, директора часто выбирают скамейки для столовых — их легче поднимать. Однако даже в этом случае стоит учитывать вопросы гигиены. Важно выбирать стулья, учитывая не только их внешний вид, но и функциональность. Оптимально использовать столы с крючками под столешницей, на которых стул можно зафиксировать, не переворачивая его ножками вверх. Это значительно упростит уборку и предотвратит поднятие грязи и бактерий с пола на столешницы, что часто происходит в школах и детских садах. Такая практика помогает поддерживать санитарные нормы и облегчает работу персонала.
Рассадка и зонирование в столовой
В столовых обязательно нужно продумать, где будут обедать преподаватели и директор. Это не должно быть демонстрационное место на возвышенности. В современном мире учителя предпочитают уютные зоны, где можно поесть за небольшими столиками, например, на четверых человек. Это подчеркивает важность зонирования пространства, ведь в столовой едят и первоклассники, которым нужно сидеть спокойно и долго, и старшеклассники, которые быстро перекусывают. Таким образом, требуется разный подход к организации пространства: столы на 30 человек для начальной школы, где дети обедают одновременно и организованно, и столы на меньшее количество учеников для старшеклассников, которые можно переставлять в течение дня. Например, в первую смену столы стоят в ряд для начальной школы, а во вторую смену их можно рассредоточить для учеников старших классов, посадив их группами по 8-10 человек.
Кроме того, важно продумать размещение неподвижных зон. Вокруг несущих колонн, которые часто присутствуют в больших столовых, можно установить высокие столы, напоминающие барные стойки. По периметру, вдоль подоконников, также можно разместить стационарные зоны. В затемненных уголках столовой стоит организовать буфет и рядом с ним создать зоны, напоминающие кафе, где несколько столиков с диванами. Таким образом, современная школьная столовая должна напоминать просторный ресторан, предоставляющий разные варианты рассадки и зоны для различных нужд.
Комфорт и спокойствие для всех
Лучше не использовать яркую цветную мебель в столовых, поскольку ее и так очень много — такая картина будет раздражать. Вместо этого стоит сделать ее нейтральной, а акценты расставить с помощью отделки и оформления потолков. Также, учитывая, что мы работаем с большими пространствами, которые не воспринимаются целиком одним взглядом, важно создать интересную зонированную среду. С точки зрения дизайна, хорошо использовать перегородки или зоны, чтобы избежать монотонности множества столов и стульев, создающих ощущение бесконечного мира мебели. Полупрозрачные перегородки между колоннами или стены с рейками помогут создать ощущение сложного и разнообразного пространства. К тому же не все чувствуют себя комфортно в огромных помещениях.
Кроме того, в столовой, где собираются голодные дети, важно правильно организовать потоки людей. Навигация становится ключевым элементом, и ее лучше всего обозначать на полу, чтобы детям было понятно, куда идти: где брать еду, куда выходить, где мыть руки. Особенно полезно использовать напольные указатели между столами, чтобы помочь детям ориентироваться в пространстве. Когда человек голоден, он находится в стрессовом состоянии, поэтому задача дизайнера — оптимально направить ученика к зоне раздачи и обеспечить спокойное возвращение с тарелкой к своему столу.
Заключение
Требования к оформлению столовых в школах выросли, и теперь это пространство, где укрепляются социальные связи. Стоит приложить немного усилий, чтобы школа стала не просто зданием, но и сплоченным коллективом.